Что делать, когда имеются подозреваемые в совершении преступления, но нет ни доказательств, ни времени на полноценное расследование? Проведите личную беседу, которая поможет вывести нерадивого сотрудника на чистую воду.
Работники правоохранительных органов пользуются методом Льва Филонова, автора книг о ведении допросов. Он разработал аналитический аппарат, который позволяет выявить мошенничество сотрудников. Рассмотрим семь ключевых вопросов.
Для иллюстрации данного метода приведу пример. Предположим, из портфеля директора в его кабинете пропала значительная сумма — около 100 000 руб. Эти деньги он несколькими часами ранее привез из банка. Все сотрудники отрицают вину. Видеокамеры располагаются только над входом в приемную, в самой приемной и кабинете директора видеонаблюдение не ведется. Запись показала, что в день преступления туда заходили телохранитель и водитель директора. Также в приемной находится рабочее место секретаря, которая в тот день присутствовала. Таким образом, были установлены подозреваемые. Как выявить мошенника?
Алгоритм:
Следователь вызывает для беседы телохранителя, секретаря и водителя, каждому задает одинаковые вопросы и анализирует ответы.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС:
«Вы знаете, что произошло? Из-за чего проводится служебное расследование?»
«У шефа из кабинета из портфеля пропали деньги» — примерно так ответили телохранитель и секретарь. Водитель же сказал, что, по голословному утверждению директора, у него якобы пропали деньги из портфеля.
Анализ ответов: два человека не отрицают факт пропажи денег и даже называют обстоятельства (пропажа из кабинета из портфеля), третий нивелирует это, говорит, что просто произошло какое-то событие.
ВТОРОЙ ВОПРОС:
«Верите ли вы, что это была кража?»
Телохранитель подтвердил это и даже добавил, что директор педантично относится к деньгам и что они вместе получали деньги в банке, потом руководитель поехал на работу, никуда не сворачивая по пути. Секретарь не была уверена, что произошла кража, поскольку директор, по ее мнению, мог эти деньги потратить на стороне. Водитель однозначно заявил, что руководитель деньги кому-то отдал или потратил, а теперь не помнит, потому что у него много денег и он их даже не считает.
Анализ ответов: телохранитель в краже уверен, секретарь говорит только о такой возможности, а водитель безапелляционно заявляет о вине самого директора.
ТРЕТИЙ ВОПРОС:
«Кого бы вы могли подозревать?»
Телохранитель ответил, что тех сотрудников или посетителей, которые приходили в кабинет директора, когда он приехал из банка. Секретарь сказала, что у нее нет оснований подозревать, что это было мошенничество сотрудников. «Любой, кто мог зайти в приемную в этот день, включая уборщицу и охрану с другого этажа» — таково было мнение водителя.
Анализ ответов: телохранитель пытается максимально сузить круг подозреваемых, секретарь никого не обвиняет, водитель же ясно говорит о том, что совершить кражу мог абсолютно любой сотрудник, он как бы расширяет круг подозреваемых, чтобы руководителю было сложнее установить правду.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС:
«Кого бы вы могли исключить из подозреваемых?»
Телохранитель указал на секретаря (она работает в компании десять лет, и сомневаться в ее честности никогда не приходилось). Секретарь сказала, что вне подозрений тот, кто не заходил в этот день в приемную. Водитель ответил, что исключать из подозреваемых никого нельзя, потому что кражу мог совершить любой, кто знает о расположении видеокамер и может их выключить, чем-то закрыть или не попадать в их поле зрения.
Анализ ответов: телохранитель и секретарь мыслят конструктивно, пытаются очертить круг виновных, водитель придерживается все той же безапелляционной точки зрения о возможной виновности всех сотрудников.
ПЯТЫЙ ВОПРОС:
«Вы когда-нибудь думали о том, что потенциально могли бы совершить кражу?»
Телохранитель рассказал, что, когда у него в прошлом не было работы и денег, он задумывался об этом. Секретарь призналась, что иногда забирала домой чай, кофе и коньяк после какой-нибудь презентации, но украсть деньги она бы не смогла, поскольку директор за это очень жестко накажет. Водитель сказал, что у него даже в мыслях никогда такого не было.
Анализ ответов: телохранитель и секретарь могут признаться в неблаговидных мыслях и поступках. Это позиция людей, которым нечего скрывать. Реакция водителя напоминает реакцию виновного человека, который отрицает все преступные мысли из страха быть разоблаченным.
ШЕСТОЙ ВОПРОС:
«Как, по вашему мнению, могла произойти кража?»
Телохранитель предполагает, что злоумышленник вошел в кабинет, когда директор был на обеде. Секретарь выходила на полчаса в магазин, возможно, тогда и было совершено преступление. Водитель сказал, что, поскольку камера не зафиксировала никаких действий, злоумышленник ее отключил и украл портфель.
Анализ ответов: у телохранителя и секретаря нет точных версий преступления, тогда как водитель может четко рассказать последовательность действий.
СЕДЬМОЙ ВОПРОС:
«Как бы вы наказали преступника?»
Телохранитель однозначно заявил, что такого человека надо уволить и написать на него заявление в правоохранительные органы. Секретарь предложила наказать так, чтобы все об этом узнали, преступнику стало бы стыдно и его уволили с позором. Водитель сказал, что вину сотрудника еще необходимо доказать, а наказание должен назначить суд, если вообще примет решение в пользу организации.
Анализ ответов: телохранитель предлагает установить объективное наказание, секретарь — мягкое, а водитель говорит только о возможности признания вины и вдобавок ссылается на обстоятельства, затрудняющие исполнение наказания.
Вывод: по характеру ответов можно сделать вывод, что виновен водитель. Он отрицает факт кражи, расширяет круг подозреваемых, пытается обелить свои мысли и поступки и абстрактно рассуждает о наказании. Что впоследствии и подтвердилось при проверке опрашиваемых на полиграфе, водитель покаялся в содеянном и вернул похищенные деньги.
2 ЧАСТЬ: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Допустим, вы подозреваете сотрудника в разглашении коммерческой тайны представителю компании-конкурента, например, Ивану Иванову. Задайте прямой вопрос: «Знаете ли вы Ивана Иванова и не виделись ли вы с ним в прошлую пятницу?» Этот вопрос подразумевает однозначный ответ «да» или «нет» и четкое описание занятий сотрудника в прошлую пятницу. Если собеседник начинает уходить от ответа примерно таким образом: «Ну… Я был в кафе тогда. И вроде там был человек, похожий на него…» — есть основания для подозрений.
Как строится фраза. Когда человек нервничает, скрывает что-то, порядок слов и темп его речи могут отличаться от последовательности, характерной для него в обычном эмоциональном состоянии. Например, собеседник может запинаться, растягивать слова или, наоборот, ускоряться. Он может несколько раз повторять одну и ту же фразу, вопрос может остаться без ответа, хотя сотрудник делает вид, что диалог продолжается. Если в речи появляются излишние подробности — это признак того, что сотрудник обманывает.
Какие слова используются. Например, если в речи появляются ненормативная лексика, междометия, сленг, жаргонные выражения, не свойственные человеку в спокойном состоянии, это также указывает на волнение и, возможно, сокрытие информации.
СЛЕДИТЕ ЗА ГОЛОСОМ
Все признаки, связанные с голосом, — изменение интонации, тембра, дрожание, усиление или понижение — относят к паравербалике. Когда человека задевают за живое, вторгаются в его личное пространство, он агрессивно реагирует и повышает голос. Если же, наоборот, происходит снижение голоса, это означает, что собеседник прячется и не желает делиться информацией. Оба случая предполагают негативное эмоциональное состояние сотрудника. Управление переговорами: как определить психотип собеседника
АНАЛИЗИРУЙТЕ НЕВЕРБАЛИКУ
К невербальным средствам общения относят мимику, жесты, язык тела. Следите за тем, как изменяется направление взгляда. Со знакомыми людьми человек вырабатывает свою систему взглядов: пристальный взгляд, затем отводит глаза, но делает это с определенной периодичностью. Когда сотрудник нервничает, ритмика сбивается. Это выражается в опущении глаз, отведении взгляда в сторону. Если человек лжет, он смотрит в сторону рабочего полушария. Например, правши обрабатывают информацию левым полушарием. Значит, взгляд в левую сторону может расцениваться как выдумывание информации и ложь.
Обратите внимание на движения рта: подергивание губ, изменение носогубных складок. Сотрудник в неустойчивом психоэмоциальном состоянии нередко прикрывает рот ладонью, почесывает мочку уха, лоб, нос, активно прикасается к лицу.
Учтите, что человек не в состоянии контролировать одновременно все три параметра — речь, мимику и жесты. Например, контролируя речь, он может упустить контроль над мимикой и жестами: прихватывание предметов на столе, прикасание к запястью, предплечью, переворачивание кистей рук ладонями вниз. Иногда такая жестикуляция сопровождается манипуляциями с предметами: закрытие ранее раскрытого футляра для очков, ежедневника, книги, как будто собеседник не желает продолжать разговор.
Следите за положением ног сотрудника. Если он контролирует мимику и жесты, возможно, ноги могут ходить ходуном, покачиваться. Чем меньше барьеров между вами и подозреваемым, тем легче проследить его реакцию, поэтому лучше разместиться так, чтобы вам не мешали столы, стулья и вы легко могли видеть ноги собеседника.
ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
Учтите, что сами по себе перечисленные признаки, вырванные из контекста, не всегда помогут выявить мошенничество сотрудников. В любом случае сравните фрагменты поведения в спокойном для собеседника состоянии и в том состоянии, когда вы пытаетесь выявить злоумышленника. У каждого человека есть индивидуальный набор признаков поведения. Он может сбиваться с речи, путаться, прятать глаза, когда рассказывает, например, о том, как провел выходные. Если это происходит в спокойном состоянии и сохраняется при серьезной беседе, то не будет являться основанием для подозрения.
Если при обсуждении нейтральных тем собеседник говорит спокойно, четко, открыт и дружелюбен, а когда речь заходит о встрече, в ходе которой могла произойти передача информации третьему лицу, резко изменился, например перевел взгляд в сторону рабочего полушария (как правило, влево), то он впал в негативное эмоциональное состояние. Но и это не полноценный признак, поскольку человек может переживать значимое для него событие и с трудом подбирать слова, чтобы сформулировать мысль.
Статья по материалам журнала «Коммерческий директор» «Мошенничество сотрудников: 7 разоблачительных вопросов»/управление персоналом