Непростые взаимоотношения арабской каллиграфии и технологий

Арабская каллиграфия — значимая часть исламской цивилизации.  Эта форма искусства является неотъемлемой составляющей почти всех аспектов культурного самовыражения в арабском мире. Однако в современном мире технологий популярность арабской каллиграфии постепенно снижается; к тому же она так и не обрела свою онлайн-версию. Это можно объяснить целым рядом причин, самой очевидной из которых является отсутствие визуальной версии арабского языка в инструментарии современных технологий и, собственно, в первую очередь в Интернете.

Любопытен тот факт, что, несмотря на снижение популярности этого вида  искусства в современном мире, каллиграфия удивительным образом продолжает существовать в классической форме. По мнению иорданско-палестинского художника и каллиграфа Нассара Мансура (@dr.nassarmansour), важность арабской каллиграфии обусловлена ​​ее связью со Священным Кораном.  Профессор Н. Мансур преподает исламскую каллиграфию в Колледже исламского искусства и архитектуры при Всемирном исламском университете науки и образования в столице Иордании Аммане.

Художник и инженер из Саудовской Аравии Сирадж Аллаф (@sirajallaf), изучавший каллиграфию в Великой мечети в Мекке под руководством известного каллиграфа Ибрагима аль-Арафи, считает, что именно божественная природа Корана обязала арабов изменить свой шрифт и украсить его. Это и послужило первоначальным импульсом для развития данного вида искусства в VII веке. Современные технологии мало повлияли на классические формы арабской каллиграфии, которые, по мнению С. Аллафа, останутся актуальными благодаря своей прочной связи со священными текстами. По его словам, изучение каллиграфии — богатый и полезный образовательный опыт, особенно для молодежи. «Классическая школа зря опасается, что технологии вытеснят традиции; базовые навыки и методы обучения каллиграфии не могут быть потеряны или утрачены», — говорит Сирадж Аллаф обладатель диплома по традиционной каллиграфии.

«Однако функциональный аспект каллиграфии, несомненно, теряет свою значимость с изобретением печатного станка», — поясняет он. Связь между арабской каллиграфией и Кораном показывает, что процесс написания текстов каллиграфическими шрифтами – это в первую очередь религиозная практика, для которой и разрабатывались на протяжении веков правила терпения и самодисциплины. Эти правила известны среди каллиграфов как «адаб» (манеры). Следование им обязательно как для преподавателей, так и для учеников.

Аллаф рассказывает, что получил бесценные жизненные уроки от своего учителя: «Я всегда повторяю, что всему научился у него: и каллиграфия в этом списке на последнем месте». Он отмечает, что выпускники школы классической каллиграфии иногда становятся «слишком скромными» в своем подходе к жизни, часто упускают возможность расти профессионально и не получают заслуженного общественного признания.

«Сильная эмоциональная привязанность к своему искусству не позволяет им инвестировать в свой талант, потому что они воздерживаются от использования его для заработка», — объясняет Аллаф и приглашает взглянуть на другие формы искусства, например, фотографию, которую художники часто выбирают именно из-за возможности хорошего заработка.

Для повышения престижа этого вида искусства Сирадж Аллаф основал Hrofiat (https://hrofiat.com/%d8%ae%d8%af%d9%85%d8%a7%d8%aa%d9%86%d8%a7) — первую саудовскую платформу для каллиграфов, где лучшие специалисты страны в этой области работают вместе, популяризируют ее через семинары, мероприятия, онлайн-курсы, создают оригинальные и цифровые работы, а также консультируют в области искусства. Однако собрать группу профессиональных каллиграфов оказалось непросто, так как некоторые каллиграфы не одобряют идею заработка на своем искусстве. Аллаф считает, что такого консервативного мнения придерживаются большинство каллиграфов: они не пользуются современными технологиями, опасаясь, что их искусство, которое они считают священным, станет «бездушным».

                 Многие эксперты, в том числе Аллаф, полагают, что такое настороженное отношение ко всему новому, говоря современным языком, к инновациям, уходит корнями во времена османского владычества, когда внедрение технологий в печать встретило серьезное сопротивление писцов и религиозных деятелей. Так, консолидировав власть в своей столице, Константинополе, Османская империя приобрела печатную технику, которая была распространена по всей Европе еще в 1453 году. Однако официально печатать османы начали только в 1726 году, когда Ибрагим Мутеферрика  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BC_%D0%9C%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0 открыл типографию с благословения султана Ахмеда III и религиозных властей.

                Таким образом, печать в арабском, османском и исламском мирах не приживалась до 18 века, а это почти 400 лет после ее быстрого распространения по Европе. Это и стало причиной такой долгой адаптации постоянно развивающейся технологии к особым эстетическим требованиям арабской каллиграфии. С началом применения новых технологий в печати каллиграфы начали терять работу в газетах и журналах. У многих из них не было ни альтернативных навыков, ни инструментов для адаптации и использования своего опыта в новых направлениях. В результате беспрецедентная красота арабской каллиграфии была по большей части вытеснена из художественных галерей и музеев во всем мире.

            Еще один специалист в этой области председатель Саудовской ассоциации арабской каллиграфии (https://www.facebook.com/ssaac1435/) Абдулла Футини полагает, что не менее важным фактором снижения популярности арабской каллиграфии, особенно среди молодого поколения, стала растущая среди большинства пользователей популярность компьютерных шрифтов. Футини также считает, что этот разрыв между современными тенденциями и классической формой искусства также останавливает арабских каллиграфов от экспериментов с цифровыми инструментами; они полагают, что традиционный подход к этой форме искусства является наиболее чистым выражением исламского духа. Согласен с коллегой и Сирадж Аллаф: «Некоторые каллиграфы боятся признать тот факт, что многие техники, которые они практиковали в течение долгих лет, теперь можно выполнить одним нажатием кнопки».

Интересно также мнение йеменско-турецкого каллиграфа Зеки Аль-Хашими (@hattatzeki), получившего диплом в Турции: классическая школа должна меняться и адаптироваться к требованиям современного мира, применять новые технологии. «Ведь даже традиционные инструменты каллиграфии со временем эволюционировали», — отмечает Аль-Хашими. «Некоторые аспекты, например, формальное выражение каждой буквы и символа меньше подвержены влиянию времени», — говорит он. «Таким образом, золотое сечение и геометрия общей формы арабского письма — единственные традиционные факторы, о сохранении которых нам следует позаботиться», — резюмирует Аль-Хашими. Он убежден, что технологии — лишь средство для дальнейшего развития искусства и продвижения культуры, но не его самоцель.

                Аллаф также разделяет мнение, что современные технологии не представляют угрозы для традиций классической каллиграфии. Он считает, что каллиграфы должны работать рука об руку с дизайнерами и разработчиками над улучшением имеющихся технических инструментов; такое сотрудничество необходимо, потому что «индивидуальные усилия больше не эффективны».

Выше упомянутый Нассар Мансур поддерживает идею использования новых технологий, но подчеркивает, что любая интеграция арабского письма с современными технологиями должна осуществляться профессионалами, которые понимают искусство и его ценность и уважают его духовные и эстетические аспекты. Мансур и Аллаф полагают, что социальные сети и другие современные инструменты в некоторой степени могут помочь возродить классический вид искусства и повысить его популярность среди молодежи, позволят им обучать студентов в других странах и распространять знания и понимание этого вида искусства среди широкой аудитории в совершенно других масштабах, которые трудно было представить до цифровой революции. Использует социальные сети и Аль-Хашими: он публикует уроки каллиграфии и ведет дискуссии об этом виде искусства с учениками и подписчиками. «Я стараюсь предлагать разнообразный контент, подходящий для всех слоев общества», — рассказывает он.

              Все герои этой статьи сходятся в мнении, что единственный способ восстановить социальный и культурный статус и ценность арабской каллиграфии — долгосрочные институциональные проекты на государственном уровне. В связи с этим особую важность приобрело объявление министром культуры Саудовской Аравии принцем Бадром бин Абдуллой 2020 года «Годом арабской каллиграфии». Еще один з шаг со стороны КСА — недавнее открытие Международного центра арабской каллиграфии им. принца Мохаммеда бен Салмана в Медине. Центр будет включать в себя музей, выставочный зал и институт, посвященный этому виду искусства. «Такие монументальные проекты являются важными инициативами, приносящими пользу стране и людям, а также служат всему арабскому и исламскому миру», — считает Аль-Хашими.

              По мнению Футини, перед арабскими каллиграфами и программистами стоит еще очень много задач по улучшению формата и форм арабских букв для пользователей компьютеров. Он также подчеркнул важность введения новых, методически продуманных уроков каллиграфии в школах для развития почерка учащихся и поощрения их к раскрытию и полной реализации своего потенциала.

По материалам https://www.arabnews.com/node/1688951/saudi-arabia