С какими трудностями сталкивается выпускник-арабист?

С какими трудностями сталкивается выпускник-арабист?

 Рынок арабистов- уникален по своему содержанию. Сушествуют ли трудности при трудоустройстве этой категории кандидатов? Актуальна ли эта проблема? Реальна ли специфика этого рынка труда? Если да, что можно сделать, чтобы помочь молодым арабистов?
Вопросов много, ответы на них вы найдёте в нашем исследовании по данной тематике.

Немного о профессии арабиста

Арабисты (или профессионалы со знанием арабского языка) выступают в качестве посредников между представителями разных культур. Это специалисты, которые глубоко изучают арабскую культуру, историю, искусство, филологию и лингвистику, экономику и политику, а также специфику стран арабского мира.

Арабисты работают в научно-исследовательских институтах, в организациях по культурному обмену или учреждениях культуры и музеях, в книжных издательствах, СМИ, библиотеках или бюро переводов, в отрасли туризма, при языковых школах, в общественном управлении. Они могут преподавать арабский язык в образовательных учреждениях разного уровня – от средних школ до вузов. Помимо этого, арабисты могут работать в международных организациях и дипломатических миссиях, специалистами по ВЭД на коммерческих предприятиях, торгующих с арабскими и европейскими странами. География широка, но не всегда молодому специалисту удаётся устроиться на работу по профессии. Как правило, 70-80% выпускников-арабистов меняют сферу деятельности и идут работать не по специальности.

Почему так происходит? Попробуем разобрать основные причины.
Проблема трудоустройства выпускников после окончания вузов сегодня чрезвычайно актуальна. Молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, в которых не всегда может разобраться.
Есть определенная специфика молодежного рынка труда:


1. Отсутствие баланса между спросом и предложением. Молодые люди часто не могут определиться с выбором профессии.

2. Низкая конкурентоспособность. У молодых специалистов на всем трудовом рынке – самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую в силу отсутствия опыта. Несоответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков).

3. Нехватка рабочих мест по полученной специальности. На рынок труда приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие даже вынуждены в срочном порядке проходить переподготовку.

4. Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год из-за плохих условий, низкого уровня заработной платы, характера труда или неудовлетворенности выбранной профессией.

Всё это общие причины, которые касаются всех выпускников без исключения.
Давайте вернёмся к выпускнику-арабисту. Как правило, арабист заканчивает филологический факультет вуза и на выходе это – лингвист-переводчик. Все логично и после окончания вуза можно работать переводчиком. Но рынок диктует совсем другие условия, и многим компаниям нужен не просто секретарь, референт-переводчик или помощник руководителя со знанием языка, а юристы, специалисты ВЭД, менеджеры, IT-специалисты и другие профессионалы. И если выпускник-арабист хочет получить высокооплачиваемую работу, то ему порой необходимо освоить смежную специальность, и арабский язык будет выступать уже инструментом для чего-то большего. У кого есть такая возможность, могут поехать на стажировку за рубеж, чтобы закрепить полученные знания. Второй путь – это магистратура, на выходе – научная деятельность или работа преподавателем.


Одной из распространенных трудностей для выпускника-арабиста является работа с диалектами. Часто академическое изучение литературного языка не включает знакомство с его диалектами. Чтобы избежать сложностей в общении с арабскими коллегами при выходе на работу рекомендуется еще во время учебы в вузе определиться с направлением, участвовать в стажировках, посещать дополнительные мероприятия в культурных центрах или при посольствах арабских стран. Чем больше диалектов, в дополнение к литературному языку, знает арабист, тем шире география его возможностей.

Что можно сделать, чтобы помочь молодым арабистам после окончания вуза:
Во-первых, во время учёбы в университете следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями, планировать практику и стажировки в профильных организациях. Теоретическая база, подкрепленная обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых, профильным вузам Москвы и других крупных городов РФ нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его постоянным местом работы по окончании учебного заведения. Для этого нужно поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В- третьих, следует проявлять активность и самим студентам. Не нужно надеяться на то, что сразу после получения диплома вас сразу захотят пригласить на работу. Следует проявлять себя во время учебы, стараться успевать по предметам, по возможности искать профильную подработку во время учебы, но не в ущерб ей.

И не будем забывать о том, что молодые специалисты, не имеющие опыта, в целом так же перспективны. Они обладают более высокой активностью, потенциалом, работоспособностью, исполнительностью и заинтересованностью по сравнению со специалистами, имеющими большой стаж работы.

Автор: Ольга Седых