Цикл «Управление изменениями»

Стоит ли возвращать сотрудников в офисы?

Мнения экспертов:

✅ Кирилл Меньшов, старший вице-президент ПАО «Ростелеком» по информационным технологиям

В исследовании International Data Corporation говорится: дистанционная работа в новых экономических реалиях не может восприниматься как что-то естественное. Сотрудники, которым такая возможность предоставляется, должны относиться к ней как к временной мере, в обычное время считающейся привилегией. Более того, по нашим данным, только 20—25% сотрудников нравится удаленная работа, остальная часть хочет вернуться в офис.

И все же, если посмотреть на вопрос с точки зрения HR, новая удаленная реальность имеет свои плюсы. Возможность работать из дома, не тратя времени на дорогу, повысит лояльность к компании и существенно снизит текучесть персонала, а также ускорит процесс найма.

Еще один глобальный и позитивный аспект перехода на удаленку — цифровизация всего бизнеса. Например, раньше большинство ресторанов даже не задумывались о доставке еды, а сейчас мы видим, что многие из них успешно трансформировались и изменили формат работы. Модель поведения людей тоже меняется. До и после пандемии — это два разных бизнеса. В новой реальности цифровизация станет конкурентным преимуществом, и если компании не смогут быстро перестроиться, то потеряют клиентов.

Есть в удаленной работе и минусы: если, с одной стороны, мы сокращаем операционную часть расходов, то с другой — повышаем затраты на ИT и безопасность. Лицензии, удаленные доступы, ноутбуки, обучение специалистов техподдержки — все это требует серьезных инвестиций.
Самая большая проблема удаленки — культурный и человеческий фактор. Не все руководители готовы управлять командами дистанционно, и не все сотрудники могут работать эффективно вне офиса. Удаленно транслировать мысли и делегировать задачи сложнее, чем тет-а-тет. Сотрудникам необходимо давать больше самостоятельности, а к этому готовы не все. Есть организации, где акционеры или топ-менеджеры много лет используют директивную модель управления, и им сложно что-то менять. А процессы нужно трансформировать сразу, вместе с моделью управления и корпоративной культурой. В новой реальности компаниям будут нужны проактивные сотрудники, которые не боятся брать на себя ответственность и готовы показывать результат, а не видимость работы. Примером могут выступать ИT-компании, в которых давно существует практика распределенных команд в цифровых офисах.
Я думаю, большинство организаций не сможет перевести весь персонал на удаленный режим работы. Есть большой пласт сотрудников, чьи обязанности не предполагают работу из дома.

Так что сейчас важная задача для бизнеса — категоризировать персонал и понять, кого можно перевести на удаленку, а кого нет. Главное, чтобы при переходе на дистанционную работу клиенты не почувствовали разницы, а лучше выиграли в сервисе, стоимости, отношении.

✅ Ольга Андреева, старший директор по работе с персоналом компании Merck в России и странах СНГ

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Есть существенные доводы и в пользу возвращения персонала в офис, и в пользу удаленки.
Рассмотрим для начала преимущества дистанционной работы. Среди них я бы выделила возможность снизить операционные расходы: аренда офиса меньшей площади, сокращение издержек на парковочные места и организацию рабочего пространства. Могу предположить, что затраты на содержание персонала «Фослпрома» в период карантина стали процентов на 40 ниже, чем раньше, когда все трудились в офисе. Еще один плюс — расширение географии при поиске новых сотрудников без необходимости тратиться на их релокацию. В России 11 часовых зон, а это значит, у компании появится шанс работать круглосуточно за счет привлечения людей из разных уголков страны. Кроме того, теперь сотрудники могут тратить время, которое раньше проводили в дороге, на что-то полезное: на обучение, эффективную работу и достижение более высокого результата.

Аргументы в пользу возвращения в офис кажутся очевидными. Прежде всего, удаленная работа усложняет коммуникацию. Не во всех регионах удалось качественно подключить людей к корпоративной сети и обеспечить им доступ к данным. Когда все находятся в офисе, люди могут в режиме реального времени включаться в совместные проекты и быстро решать возникающие вопросы. Дома же большинству сотрудников «Фослпрома» приходится трудиться и одновременно присматривать за детьми, что существенно затрудняет коммуникацию: наверняка не все в нужный момент могут уединяться, чтобы выйти на связь.
Хотя в тексте говорится, что вовлеченность персонала и эффективность работы на удаленке остались неизменными или даже возросли, я убеждена, что некоторые сотрудники испытывают трудности с мотивацией и самоорганизацией, не всем по тем или иным причинам удобно трудиться дома, и их лояльность падает. Безусловно, это негативно сказывается на результатах труда.

Когда организация, находясь в режиме дистанционной работы, нанимает новых людей, это также вызывает проблемы. Если в офисе человек относительно быстро осваивается на новом месте, знакомится с коллегами и ¬корпоративной культурой, то адаптация удаленных сотрудников требует больше внимания, сил и ресурсов.

Еще один довод не в пользу удаленки — сложности с документооборотом. По моим наблюдениям, оперативность работы с документами во время карантина почти у всех снизилась, к тому же не все документы пока можно перевести в цифру.

Сегодня, когда мы столкнулись с вынужденной необходимостью трудиться из дома, стало совершенно очевидно, что дистанционный формат подходит не каждому. Поэтому, на мой взгляд, правильнее перейти на так называемую «гибридную удаленку»: установить гибкий график и позволить сотрудникам работать из дома время от времени.

А вы как считаете? Пишите в комментариях.

Статья по материалам Harvard Business Review «Стоит ли возвращать сотрудников в офисы?»/управление изменениями