АЛИ ИСМАЭЛЬ – СОЛЖЕНИЦЫН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА?

Роман Али Исмаэля «Их словно не было», повествующий о сирийском обществе, впервые был издан в августе 2019 года в Киеве на русском языке. Книга воспроизводит реальные события и состоит из 18 отдельных, вместе с тем, связанных между собой глав. В романе воссоздаётся трагическая судьба девушки из консервативной мусульманской семьи, подвергшейся групповому изнасилованию; деятельность контрабандиста запрещённой литературы; племенные разборки различных этнических и религиозных групп;  деяния арабских аристократов-рабовладельцев; проповеди ненависти; индустрия заговоров и попытки противостоять им; подробное описание некоторых военных операций и многое другое.

Али Исмаэль вырос в Сирии, проживал в нескольких городах этой страны, что позволило ему ознакомиться со многими слоями сирийского общества. Во время волны протестов и восстаний в арабском мире, известных как «Арабская весна», начавшихся в конце 2010 года, Исмаэль занимался вопросами политики и религиозных конфликтов. Во время своей деятельности в этой сфере ему удалось собрать массу данных о событиях, произошедших в Сирии, которые не просто не освещались, но намеренно замалчивались или искажались той или иной стороной. Автор имел доступ к сирийцам, пожелавшим сохранить свою анонимность в силу того, что либо они, либо их близкие были вовлечены в разного рода антиправительственную деятельность, варьирующуюся от контрабанды запрещённых материалов до военной деятельности, направленной против сирийского режима. Исмаэль лично знаком со многими героями своего романа, с членами их семей, – это позволило ему предельно точно описать их жизненный путь и пережитые ими события. Автор располагал обширной информацией, документально подтвердить которую либо не было возможности, либо такой поступок подверг бы опасности определённых людей.

Почему роман назван «Их словно не было»? В предисловии автор объясняет, что “Особенность этой книги в том, что она построена на воссоздании биографий и событий, которые намеренно замалчиваются не только СМИ, политкорректными или живущими далеко от реальности интеллектуальными элитами, но и людьми, ослепленными идеологиями…”. В то время как интеллектуалы и идеологи заняты созданием своих иллюзорных картин, жизнь обычных людей предаётся забвению. В этом автор видит серьёзную несправедливость. Именно это и послужило толчком – в знак протеста – написать книгу, передающую истории обычных сирийцев, преданных забвению, переживших необычные события. С ними и со многими другими обходились так, словно их не было. Но они были, и в этой книге их истории.

Несмотря на то, что Али Исмаэль, как было верно подмечено арабисткой, доцентом Российского университета дружбы народов Викторией Зарытовской, “Словно оператор, стоящий за камерой… пытается максимально воздержаться от комментариев, устранив голос автора из повествования, не высказываясь ни за одну из сторон сирийского конфликта”, он всё же однозначно является противником сирийского режима и его идеологии, иначе бы он не писал о том, как государственные структуры бесчеловечно обращаются со своими гражданами и иностранным населением во время военных конфликтов, а также в период так называемого «мирного времени»; о том, как они занимаются промывкой мозгов, зарождая и воспитывая ненависть в собственном обществе.

Немалое влияние на Исмаэля оказал иракско-британский профессор исламских и ближневосточных исследований Брандейского университета, написавший ряд критичных книг о политическом строе Саддама Хуссейна, таких как «Республика страха “Republic of Fear”, 1989» и «Жестокость и молчание “Cruelty and Silence”, 1991» под псевдонимом Самир аль-Халил. Ориентируясь в некоторой степени на него, Исмаэль решил поведать миру о ближневосточных реалиях, используя псевдоним, чтобы не подвергать опасности себя и других людей, поспособствовавших созданию романа. Но существенным отличием романа Исмаэля «Их словно не было» от трудов Канана Макия является тот факт, что почти каждая страница книг Макия содержит массу дат, имён, чисел, различных организаций и ссылок на научные публикации, что делает их трудными к восприятию и пониманию читателем, не ориентирующемся в тематике Ближнего Востока, в то время как книга Исмаэля написана простым языком и рассчитана на широкую аудиторию. “Несомненно, – пишет Виктория Зарытовская в своём отзыве на роман «Их словно не было» – книга помогает разобраться неискушённым в традициях сирийцев и непростом устройстве их социальной жизни с её клановостью, в значении и смысле преобразований, осуществлённых правящей баасисткой партии, и наконец, хитросплетениях последних ужасающих событий в этом регионе… Вместо сухих новостных строк автор даёт нам возможность взглянуть на ситуацию изнутри».

Однако самое важное отличие между этими двумя авторами заключается в концентрации внимания. В то время, как Канан Макия в своих вышеупомянутых книгах подробно документирует историю правящей партии Баас в Ираке, акцентируя внимание на преступлениях режима Саддама Хуссейна против мирного населения Ирака и соседних ему стран, Али Исмаэль не ограничивается описанием жестокости правящих кругов Сирии; он наглядно демонстрирует определённые негативные качества многих обыкновенных сирийцев, приверженцев старинных традиций или политических идеологий, охотно способствовавших распространению в своей же среде разного рода деструктивных идей, повлекших бедственные результаты, как для них самих, так и для их близких и общества в целом. У читателя книг Макия создаётся впечатление, что первостепенным (если вообще не единственным) источником несчастий его родины, Ирака, является правящая партия и её лидер, Саддам Хуссейн. Справедливости ради, следует заметить, что Макия не скрывал своей «предвзятости в этом отношении», как он сам выразился в Примечании для читателя в начале своей книги «Республика страха “Republic of Fear”, 1989», поскольку он считал, что именно жестокость правящей иракской элиты является «центральной проблемой для этой несчастной страны».

Али Исмаэль же в своих рассказах уделил много внимания тому, как сирийские массы, а также и индивидуумы способствуют созданию и распространению разного рода бед, тем самым следуя по стопам одного из величайших русских писателей Александра Солженицына, который верил, что «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце». Описывая гнёт советской тюремной системы в книге «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицын уделил огромное внимание подлости обыкновенных людей, которые своими поступками ухудшали и без того крайне мрачную ситуацию. Такое же послание несёт роман «Их словно не было»; в нём показаны как благородные, так и крайне низкие поступки сирийцев, принадлежащих к разным социальным, этническим и конфессиональным группам. Как весьма верно подмечено Викторией Зарытовской, роман Исмаэля рассказывает «О том, что люди творят своими же руками на этой древней земле. Кажется, что автор, отвечая на вопрос “Кто виноват?”, даёт самый простой, но в то же время самый тяжёлый для нас ответ. Виноват сам человек, его злая природа, его алчность, гордыня, патологическое стремление самоутвердиться простейшим и легчайшим из способов – унизить ближнего, сплотиться с одними против других, проведя различия по вере, племенной принадлежности, социальному статусу, чему угодно. Только отыскав или придумав недостатки соседа, многие из нас способны прикрыть свою ущербность».

Но всё же и от повествования Александра Солженицына книга Али Исмаэля отличается одним весьма важным аспектом, а именно тем, что автор сирийского происхождения не превозносит религии. Солженицын же был убеждён, что «Понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке», как он пишет в «Архипелаг ГУЛАГ». А в повествовании Исмаэля читатель ознакамливается с несколькими героями романа, которые были атеистами и проявляли принципиальность и самопожертвование, равно как и с теми, кто из-за своих религиозных убеждений совершали бесчестные поступки. В книге «Их словно не было» можно встретить верующих и неверующих, как среди положительных, так и среди отрицательных персонажей.

Али Исмаэль предоставляет читателю редкостную возможность окунуться в мир ближневосточного общества, нетронутого идеалами Просвещения, где царят жёсткие традиции, строгие религиозные поучения и политические идеологии, как над индивидуумом, так и над массами.

Cтраница в Facebook: https://www.facebook.com/theydidexist/

Cтраница в Instagram: https://www.instagram.com/theydidexist/